Всемирный день защиты прав потребителей
Всемирный день защиты прав потребителей
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он проходит под девизом «Потребительское правосудие сегодня».
Все мы являемся потребителями, поскольку регулярно совершаем покупки, посещаем кафе, парикмахерские и т.п. К сожалению, достаточно часто наши права нарушаются, в силу продажи некачественного товара, нашего недобросовестного выполнения услуг, не предоставления полной информации. Как быть в таком случае потребителю?
Закон «О защите прав потребителей», основной источник законодательства в этой области, призван защищать интересы более слабой «стороны» в договоре – потребителя. Однако, активность потребителя по защите своих прав на российском рынке товаров и услуг все чаще невелика. Купив некачественный товар, покупатель не всегда предъявляет претензии продавцу, а, предъявив такую претензию и наткнувшись на отказ продавца обменять товар или вернуть деньги, потребитель не всегда обращается в суд. Объяснить такую ситуацию можно лишь отсутствием познания в области защиты прав.
С 2010 г. на базе филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия в Ромодановском районе» действует Консультационный пункт для потребителей, основной задачей которого является повышение уровня потребительской грамотности населения.
Анализ поступающих обращений позволяет сделать вывод, что чаще всего потребители сталкиваются с приобретением некачественной бытовой техники, кроме того, немало нареканий вызывает качество обуви, стеклопакетов, мебели.
Не секрет, что основной целью продавца, является получение прибыли. Поэтому, стремясь продать товар, он всячески его нахваливает, и обещает в случае обнаружения брака решить вопрос в пользу потребителя. Однако нередко на деле происходит все иначе. Например, многие обращают внимание, что на большинство технических товаров изготовитель устанавливает гарантийный срок. Это означает, что если в этот период в товаре обнаружится недостаток, потребитель имеет право потребовать замены товара на такой же или на товар другой марки (модели, артикула); соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исполнение потребителем или третьим лицом. Кроме того, законом предусмотрено право потребителя на отказ от товара ненадлежащего качества. Причем право выбора требования принадлежит потребителю, об этом следует помнить, так как продавец часто об этом умалчивает и настаивает на гарантийном ремонте. Некоторые особенности имеются лишь в отношении технически сложных товаров, к которым относятся товары, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924. К ним относятся, например, автомобили, стиральные и посудомоечные машины, холодильники, телевизоры, кондиционеры и др. При обнаружении недостатков в таком товаре в первые 15 дней с момента его продажи, потребитель вправе предъявить любое из вышеперечисленных требований. По истечении этого срока – можно претендовать лишь на гарантийный ремонт либо соразмерное уменьшение покупной цены. Однако, если недостаток является существенным (например, неустранимым, либо проявляется неоднократно), то потребитель также вправе потребовать замены некачественного товара или возврата денег за него.
Важно помнить, что перед тем, как отдать прибор продавцу для проверки или ремонта, необходимо «запротоколировать» его внешний вид и характер неисправности, можно даже сфотографировать прибор, чтобы он вернулся к владельцу в целости и сохранности, а не с новыми повреждениями. Данный документ должен быть подписан и продавцом, принимающим товар, и потребителем, товар сдающим.
Отстоять свои права могут далеко не все, порой потребителям необходима консультация специалиста, но платить за услуги юриста – удовольствие недешевое.
Препятствием в реализации потребителями своих прав может служить и устоявшееся мнение, что без суда решить вопрос невозможно, а судебные тяжбы длятся годами. На самом деле это не так. Мировые судьи обычно рассматривают споры по искам потребителей в течение одного месяца, да и от госпошлины потребители освобождены.
Вообще, если действовать грамотно, то решить спорный вопрос в свою пользу вполне реально и без судебного разбирательства.
Специалисты Консультационного пункта прошли специальную подготовку в области защиты прав потребителей и могут дать консультацию, оказать помощь в составлении претензии, объяснить порядок обращения в суд, если это необходимо. Причем все услуги оказываются безвозмездно, что является немаловажным. Консультационный пункт для потребителей находится по адресу: с. Большое Игнатово, ул. Лесная, д. 13. Режим работы: с 13 до 15 часов. Тел.: 2-11-95.
Е. Пронькин
врач по общей гигиене
ФФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии
в Республике Мордовия
в Ромодановском районе»