Информационные материалы по вопросам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
В связи со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, Банк России ввел так называемый "период охлаждения -" - срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию. Это предусмотрено Указанием Банка России от 20.11.2015 №3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществлению отдельных видов добровольного страхования".
"Период охлаждения" составляет не менее 5 рабочих дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.
Введение "периода охлаждения" позволит потребителям отказаться от навязанной и невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.
Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в "период охлаждения" страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления.
Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Необходимо помнить, что для доказывания факта навязывания дополнительных услуг необходимы письменные и иные доказательства, полученные законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетели, позволяющие сделать вывод о факте правонарушения (включая информацию о том, где, при каких обстоятельствах и с какой целью производилась запись; электронную дату фиксации нарушения).
Если страховщик откзывается расторгнуть договор, либо навязывает дополнительные услуги по обязательным видам страхования, необходимо обращаться с жалобой в Банк России. Жалобу можно подать в электронном виде через раздел "Интернет-приемн
Банк России обращает внимание автовладельцев на изменение процедуры получения выплаты по ОСАГО. С 4 июля 2016 года вступили в силу изменения в законодательстве об ОСАГО, в соответствии с которыми:
потерпевший обязан предоставить поврежденное транспортное средство на осмотр страховщику;
страховщик обязан организовать осмотр и/или независимую техническую экспертизу поврежденного транспортного средства в срок не более, чем 5 рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате и предусмотренных правилами документов;
в случае непредоставления поврежденного транспортного средства на осмотр страховщику потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу (ее результаты не принимаются для определения размера страховой выплаты);
в случае непредоставления поврежденного транспортного средства на осмотр страховщику последний вправе вернуть без рассмотрения заявление о страховой выплате;
в случае возврата потерпевшему заявления по указанным основаниям потерпевший вправе повторно направить страховщику заявление о страховой выплате с соблюдением предусмотренных Законом об ОСАГО процедур(в том числе предоставлением поврежденного транспортного средства на осмотр страховщику). При этом срок рассмотрения заявления исчисляется со дня его повторного предоставления;
срок рассмотрения страховщиком досуденой претензии потерпевшего увеличен с 5 до 10 календарных (применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспор
Таким образом, Банк России не рекомендует доверять проведение осмотра и независимой технической экспертизы лицам, не являющимися представителями страховой компании, - в этом случае велик риск неполучения выплаты и потери времени и денежных средств.
Кроме того, обращаем ваше внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство об ОСАГО, с 1 января 2017 года страховые компании обязаны продаватьэлектронные полисы ОСАГО. В настоящее время страховые компании лишь вправе продавать электронные полисы. Вместо бумажного полиса ОСАГО водители смогут предъявлять сотруднику полиции распечатанную информацию о заключении договора ОСАГО в электорнном виде.
Обратите внимание! Банк России размещает на своем официальном сайте www.cbr.ruинформационные материалы (в том числе аудио- и видеоматериалы) и тематические брошюры по вопросам ОСАГО (ищите значок на главной странице сайта "Информация об ОСАГО").