С трибуны августовского совещания учителей
Из доклада Антиповой Л.И., зав. отделом по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Большеигнатовского муниципального района
В истории нашего государства начало 21 века связано в первую очередь с реализацией планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы РФ, направленных на обеспечение роста благосостояния граждан. Как показывает мировая практика, формирование процветающего общества невозможно без кардинальных преобразований в области общего, профессионального образования.
Что мы имеем
Обеспечение доступности и качества образования на всех его этапах – от детского сада до вуза – является сегодня совместной задачей органов государственной и муниципальной власти, педагогической и родительской общественности.
В 2012-2013 учебном году сеть образовательных учреждений района включает в себя 10 учреждений образования:
В том числе:
Дошкольные образовательные учреждения – 2
Основные общеобразовательные школы – 2
Средние общеобразовательные школы – 4
Учреждения дополнительного образования детей – 2
В общеобразовательных учреждениях района будут обучаться 682 учащихся.
1 сентября 2012 года впервые сядут за парты 47 первоклассников.
Наши цели
Целью развития системы образования Большеигнатовского муниципального района является обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования. С учетом направлений национальной инициативы «Наша новая школа», приоритетом в прошедшем 2011-12 учебном году были следующие направления:
- повышение престижа профессии учителя и приток в систему образования молодых специалистов ;
-повышение заработной платы учителей ;
-введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях;
-развитие дистанционного обучения , в том числе для детей с особыми потребностями;
- создание новых моделей аттестации и системы повышения квалификации работников образования ;
- повышение доступности качественных услуг общего образования независимо от места жительства обучающихся;
- осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
Предшествующей ступенью обучения является дошкольное образование, которое должно обеспечивать равные стартовые возможности для обучения детей в школе.
В районе функционируют 2 дошкольных учреждения, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Дошкольным образованием в районе охвачено 113детей (данные на 01.07.12.). В детских садах района созданы соответствующие условия для качественного дошкольного образования, в ДОУ реализуются основные и дополнительные программы экологической, физической, художественно-эстетической направленности.
Функционировали 3 группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста на базе МБОУ «Спасская СОШ», «Киржеманская СОШ» , МБОУ «Новобаевская ООШ» ,основной целью которых является подготовка старших дошкольников к обучению в школе. Группу посещали 16 детей дошкольного возраста.
На фоне позитивных тенденций в системе дошкольного образования существуют проблемы. Недостаточное количество в дошкольных образовательных учреждениях логопедов, психологов делает невозможным оказание своевременной коррекционной педагогической помощи нуждающимся детям.
Не во всех сельских поселениях дети охвачены услугами дошкольного образования. Работа строится в основном в организационном аспекте, дублирования содержания, форм и методов в дошкольном и школьном обучении, что отрицательно сказывается на развитии познавательных интересов детей.
В действующих дошкольных учреждениях дети в полном объеме получают предшколную подготовку, с ними проводятся различные мероприятий, встречи, познавательно- развивающие мероприятия.
Общее образование является основой для получения гражданами доступного, качественного образования всех уровней. Его дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность отрасли образования в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан района.
Во всех образовательных учреждениях района реализуются учебные планы, составленные на основе федерального базисного учебного плана. Наполнение федерального и регионального компонента соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. Наполнение компонента образовательного учреждения соответствует программам развития ОУ.
Повышать эффективность и качество образования
Важнейшим направлением Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года является создание независимой государственной системы оценки качества образования, которая должна стать надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности. Именно институт единого государственного экзамена (ЕГЭ) выполняет задачу объективной оценки и сертификации индивидуальных достижений каждого обучаемого в масштабах страны, региона, общеобразовательного учреждения, а также определяет компетентность педагогов, обозначает степень участия и внимания руководства муниципальных образований к проблемам образования.
С 2009 года ЕГЭ введен в штатный режим. В государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений района по форме единого государственного экзамена приняли участие 49 выпускников. 7 выпускников окончили школу с золотой медалью, 6 - с серебряной. Выпускники школ района будут обучаться в ВУЗах и ССузах РМ, г. Москва, Нижний Новгород.
В течение учебного года в районе проводилась определенная работа по подготовке к ЕГЭ, которая носила организационный, методический, контрольно-аналитический характер. Но результаты ЕГЭ показывают, что во многих школах района следует изменить не только организационные и управленческие подходы к подготовке к ЕГЭ, но и обратить внимание на уровень предметной и методической подготовки педагогов.
Итоговая аттестация выпускников 9-х классов обеспечивает комплексную, независимую и объективную оценку качества знаний выпускников 9-х классов, готовит их к сдаче ЕГЭ в 11-м классе.
70 выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений района получили аттестат об основном общем образовании, в том числе 11 учащихся получили аттестат особого образца. 29 выпускников будут обучаться в ССУЗах нашей республики.
Анализ результатов итоговой аттестации в 9 классах показывает, что в основном отмечается соответствие годовых и экзаменационных оценок, однако в отдельных школах наблюдается повышение экзаменационной оценки по сравнению с годовой, что говорит, видимо, о желании ряда учителей «подстраховаться», а в итоге свидетельствует о недостаточной объективности годовой аттестации учащихся. Анализ и сравнение результатов экзаменов по математике и русскому языку выявили более низкие результаты по русскому языку, что объясняется более жесткой системой оценивания. Следовательно, в дальнейшем необходимо быть готовым к ужесточению требований и по математике.
Важным является вопрос организации подвоза учащихся к месту обучения. Ежедневно 152 школьника подвозились на 8 школьных автобусах. В 2011-2012 учебном году количество подвозимых детей увеличится. Всего на территории района 11 открытых школьных маршрутов.
Одним из ключевых направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» является выстраивание системы поддержки одаренных детей. В районе ведется целенаправленная работа по выявлению одаренной молодежи через организацию конкурсных мероприятий различной направленности, методического и организационного сопровождения исследовательской и проектной деятельности учащихся средней школы.
Добились побед в республиканских конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях учащиеся всех общеобразовательных учреждений района.
Последовательная работа по повышению интереса к научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях района дает положительные результаты. Результативно ежегодно школьники участвуют республиканском конкурсе исследовательских работ «Интеллектуальное будущее Мордовии», организованном Региональным учебным округом при МГУ им. Огарева. В конкурсе исследовательских, проектных работ Мордовского регионального учебного округа Стенькина Елена – ученица 11 класса МБОУ « Большеигнатовская СОШ» награждена дипломом 3 степени; Долгов Юрий – ученик 11 класса - диплом 3 степени; Михайлова Тамара - ученица 11 класса, Марюшкина Мария – ученица 10 класса МБОУ «Большеигнатовская СОШ» награждены грамотой за участие.
Учащиеся национальных школ активно участвовали в районных и республиканских мероприятиях, олимпиадах национально-региональной направленности, где были поощрены за достигнутые успехи в изучении языка, культуры и истории мордовского народа.
С целью поддержки одаренных детей, в летний период организуется муниципальный профильный образовательно-оздоровительный лагерь для одаренных детей на базе МБОУ «Большеигнатовская СОШ» Смена профильного лагеря комплектуется из учащихся, добившихся лучших успехов в исследовательской деятельности, победителей и призеров предметных муниципальных и республиканских олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований, социально активных детей. Создание необходимых условий для интеллектуально-познавательной, художественно-творческой, спортивной деятельности с одновременным оздоровлением детей – основная цель работы лагеря.
Одной из традиционных форм выявления и развития одаренных детей являются предметные олимпиады. В 2012 году призерами республиканской олимпиады стали Левщанова Ольга – занявшая 2 место в межрегиональной олимпиаде по родному языку.
В конкурсном отборе талантливой и способной молодежи 5 учащимся общеобразовательных учреждений: Долгов Юрий (МБОУ «Большеигнатовская СОШ»), Сухойкина Ирина (МБОУ «Большеигнатовская СОШ»), Марюшкина Мария (МБОУ « Большеигнатовская СОШ», Жигачева Нина (МБОУ «Киржеманская СОШ»), Семушева Настя (МБОУ «Спасская СОШ») вручены премии Главы администрации Большеигнатовского муниципального района.
Создан муниципальный банк данных одаренных детей.
С целью формирования специфической нестандартной системы обучения, воспитания и развития способных и одаренных детей, удовлетворения их образовательных потребностей в районе работает МБУДОД «Дом детского творчества». В Доме творчества функционируют различные кружки по интересам. В здании Дома творчества находятся : Школа искусств, районная детская библиотека, Музей боевой и трудовой славы, краеведческий музей. Сосредоточение данных учреждений способствуют формированию у подрастающего поколения нравственных основ личности, эстетического вкуса, толерантного сознания.
МБУДОД «Детско-юношеская спортивная школа» уделяет должное внимание развитию физической культуры и спорта. Проводится много спортивных мероприятий в районе, а также наши спортсмены активно участвуют в республиканских соревнованиях.
Учитель и время
Ключевым фактором развития общего образования, повышения уровня подготовки выпускников является квалификация учителя. Только учитель может стать гарантом качественного образования. В этих условиях на передний план выдвигается профессиональная деятельность учителя, его способность постоянно учиться, его стремление к самосовершенствованию. Считаю, что решающим условием повышения качества образования является привлечение в школу нового поколения учителей – лидеров. Необходимо готовить для поступления в педагогические ВУЗы лучших выпускников школ, которые проявили свои лидерские качества еще в школе.
В последние годы сложилась система моральной поддержки учительства. Ежегодно проводится муниципальный конкурс «Учитель года».
В данном конкурсе приняли участие 8 педагогов. Победителем конкурса стала учитель начальных классов МБОУ «Большеигнатовская СОШ» Карпова Галина Александровна.
В номинации «Лучший учитель родного языка» победила Дорофеева Галина Александровна. Она же стала и призером в республиканском конкурсе в данной номинации.
В номинации «Лучший учитель физкультуры» - победитель Пьянзина Татьяна Ивановна.
В этом году также проводился конкурс среди педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», в котором приняло участие 7 человек. Победителем стала Бочкарева Елена Владимировна - она же представляла наш район в Республике.
В учреждениях образования района работают 120педагогов.
Работники образовательных учреждений повышают уровень знаний на курсах повышения квалификации.
Важным стимулом качественного педагогического труда является аттестация педагогических кадров.
В целях развития инновационного потенциала работников образования в рамках работы районных методических объединений проходят занятия мастер-классов, показ открытых уроков. Деятельность данных РМО не ограничивается разбором узких вопросов. Педагоги знакомятся с инновационными технологиями, методическими приемами, заслушивают доклады и сообщения учителей, выходят с инициативами. Ключевыми вопросами на всех РМО учителей предметников стали вопросы введения новых образовательных стандартов, которые требуют переосмысление содержания и методов работы в свете новых требований. И эта работа не одного дня.
Проблемы демографической ситуации привели к тому, что сохранение и укрепление здоровья школьников стало приоритетной задачей развития системы образования. Сегодня в образовательных учреждениях района успешно реализуются программы здоровьесберегающей направленности.
В образовательных учреждениях района ведется целенаправленная работа по оздоровлению школьников через детский спорт. На улучшение состояния здоровья школьников в значительной степени влияют спортивные занятия, организация летнего отдыха. Открыт физкультурно-оздоровительный комплекс. В ФОКе проводятся уроки «спортивной субботы» для учащихся МБОУ «Большеигнатовская СОШ». Тем самым нашим юным спортсменам созданы все условия для дальнейшего развития физической культурой и спортом.
В целях организации оздоровления, отдыха и занятости учащихся в дни зимних и летних каникул в образовательных учреждениях района были организованы пришкольные лагеря.
В 2012 году было охвачено 292 учащийся. В период весенних каникул отдохнуло – 40 детей. В период летних каникул работали 4 лагеря с дневным пребыванием детей в 4-х общеобразовательных школах, где отдохнуло 150 детей, в палаточном лагере «Школа выживания» – 20 детей, активистов дополнительного образования - 12 детей, в лагере труда и отдыха – 50 детей, в профильном лагере для одаренных детей – 20 детей.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Школа достаточно развивает у детей новые образовательные возможности, в частности компьютерные и информационно-сетевые.
Приоритетные задачи
В 2012-13 учебном году планируется дистанционное обучение детей-инвалидов. В данной программе будут участвовать 3 ребенка и 4 педагога.
Анализ выполнения основных направлений деятельности отдела образования, методической службы и образовательных учреждений позволяет отметить позитивные достижения муниципальной системы образования. Однако для повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития и современным потребностям общества необходимо обеспечить в 2012-2013 учебном году выполнение следующих приоритетных задач:
- обеспечение условий для реализации Национальной образовательной стратегии инициативы «Наша новая школа»
- обеспечение внедрения стандартов общего образования
- формирование конкурентоспособности педагогического сообщества, создание современной системы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогических кадров
- дальнейшее внедрение эффективных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс
- обеспечение системного методического сопровождения общеобразовательных учреждений и педагогов, направленного на эффективную подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов.
Для того, чтобы успешно решить вышеназванные задачи, достичь нового современного качества образования при обеспечении доступности образования всем гражданам, проживающим на территории Большеигнатовского муниципального района, необходимо объединить усилия и активизировать работу всех участников педагогического процесса, заинтересованных структур, ведомств на основе социального партнерства, использования новых информационных, педагогических и управленческих технологий.
Материально-техническая база
С учетом количества учащихся в 2012 году с республиканского бюджета выделено 4809,5 рублей. Эти средства были направлены на приобретение учебно-лабораторного, учебно-производственного оборудования, спортивного инвентаря, компьютерного оборудования, оборудования для школьных столовых, пополнение фонда библиотек общеобразовательных учреждений, на развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям), повышение квалификации педагогического и руководящего состава. И наибольшая сумма, в размере 2780,7 тысяч рублей направлена на осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования. Благодаря этому финансированию в 3 школах произведена замена оконных блоков. На эти средства приобретено транспортное средство в МБОУ «Киржеманская СОШ» для подвоза детей с Новобаевского сельского поселения.
На укрепление материально-технической базы учреждений образования, на капитальный ремонт из республиканского бюджета выделены Большеигнатовской средней школе, Андреевской СОШ, Большеигнатовскому детскому саду . В настоящее время во 2 и 3 корпусе Большеигнатовской школы ведется капитальный ремонт, началось строительство спортивного зала. В здании Большеигнатовского детского сада так же ведется ремонт.
Уважаемые коллеги! В этом выступлении приведены только основные результаты работы системы образования района в целом. И хотя результаты рассмотрены с точки зрения реализации задач, стоящих перед муниципальным образованием, очевидно, что эффективность решения задач зависит от степени взаимодействия между различными учреждениями социальной инфраструктуры района и города. В то же время роль учителя в формировании образованной, конкурентоспособной личности трудно переоценить. Именно от педагогических коллективов, каждого учителя зависит будущее нынешних учеников, будущее нашего района, города и Республики.